ГИБРИДНЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ МНОГОАГЕНТНОЙ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА

Аннотация

Рассматривается проблема распределения задач в многоагентной системе, где каждый агент представляет собой робота, а каждая задача представляется позицией, которая должна быть посещена одним агентом. Эта задача очень похожа на многоагентную задачу коммивояжё- ра, которая в отличие от знаменитой задачи коммивояжера, задействует несколько коммивоя- жёров, которые посещают заданное количество городов ровно один раз и возвращаются в исход- ное положение с минимальными затратами на поездку. Поэтому проводится анализ многоагент- ной задачи коммивояжёра как представителя задачи целераспределения. Многоагентная задача коммивояжера является важной для области оптимизации маршрутов и распределения задач между несколькими агентами. Она включает в себе две различные, однако, взаимосвязанные под задачи: распределение городов между агентами и определение порядка посещения городов каж- дым агентом. В литературе существуют три концепции решения этой проблемы относительно решения ее двух составляющих подзадач: оптимизационная концепция, где обе подзадачи реша- ются одновременно; концепция Cluster-First, Route-Second – где сначала решается вопрос о назна- чении задач каждому коммивояжеру, а потом - вопрос о порядке посещений пунктов назначений для каждого коммивояжёра; концепция Route-First, Cluster-Second – где сначала решается вопрос о порядке посещения пунктов назначения, а затем происходит разделение этого цикла между агентами без изменения порядка посещений. В этой работы предлагается гибридный подход к решению многоагентной задачи коммивояжера, который объединяет идеи двух известных кон- цепций: Cluster-First, Route- econd и Route-First, Cluster- econd чтобы получить их позитивные аспекты и избавиться от их негативных сторон. Для оценки эффективности разработанного метода было проведено сравнительное исследование. Оценка результатов осуществлялась на основе трех ключевых критериев: вычислительного времени получения решения многоагентной задачи коммивояжера, суммарной длины пройденных маршрутов коммивояжерами и максималь- ной длины маршрута среди них. Анализ экспериментальных данных показал, что при использова- нии предложенного метода максимальная длина пути среди пройдённых агентами маршрутов (дисбаланс нагрузки) уменьшается в среднем на 26%.

Список литературы

1. Sundar K., Rathinam S. Algorithms for heterogeneous, multiple depot, multiple unmanned vehicle

path planning problems // J. Intell. Robot. Syst., Theory Appl. – 2017. – 88 (2–4). – P. 513-526.

http://dx.doi.org/10.1007/s10846- 016-0458-5.

2. Vali M., Salimifard K. A constraint programming approach for solving multiple traveling salesman problem

// in: The Sixteenth International Workshop on Constraint Modelling and Reformulation. – 2017.

3. Shuai Y., Bradley S., Shoudong H., Dikai L. A new crossover approach for solving the multiple travelling

salesmen problem using genetic algorithms // European J. Oper. Res. – 2013. – P. 72-82.

4. Al-Omeer M.A., Ahmed Z.H. Comparative study of crossover operators for the mtsp // in: 2019 International

Conference on Computer and Information Sciences (ICCIS), IEEE, 2019. – P. 1-6.

5. Xu Z., Li Y., Feng X. Constrained multi-objective task assignment for UUVS using multiple ant colonies

system // in: 2008 ISECS International Colloquium on Computing, Communication, Control, and

Management. – 2008. – Vol. 1. – P. 462-466. – http://dx.doi.org/10.1109/CCCM.2008.318.

6. Shabanpour M., Yadollahi M., Hasani M.M. A New Method to Solve the Multi Traveling Salesman

Problem with the Combination of Genetic Algorithm and Clustering Technique // IJCSNS International

Journal of Computer Science and Network Security. – May 2017. – Vol. 17, No. 5.

7. Basma H., Bashir H., Cheaitou A. A Novel Clustering Method for Breaking Down the Symmetric

Multiple Traveling Salesman Problem // Journal of Industrial Engineering and Management JIEM.

– 2021. – Vol. 14, No. 2.

8. Arthur D., Vassilvitskii S. K-Means++: The Advantages of careful seeding // Proceedings of the 8th

annual ACM-SIAM symposium on Discrete algorithms. – 2007.

9. Sofge D., Schultz A., & De Jong K. Evolutionary computational approaches to solving the multiple

traveling salesman problem using a neighborhood attractor schema // Proceedings of the Applications

of Evolutionary Computing on EvoWorkshops. – 2002. – P. 153-162.

10. Beasley J.E. Route First - Cluster Second Methods for Vehicle Routing // Omega. – 1983. – Vol. 11,

Issue 4. – P. 403-408.

11. Bozdemir M.K., Bozdemir M., Burcu Ö. Route First- Cluster Second Method for Personal Service

Routing Problem // Journal of Engineering Studies and Research. – 2019. – Vol. 25, No. 2. – P. 18-24.

12. Houssein F.A., Kostyukov V.F. and Evdokimov I.D. A method for solving the multi-traveling salesman

problem based on reducing the size of the solution space // 2024 10th International Conference on

Control, Decision and Information Technologies (CoDIT), Vallette, Malta, 2024. – P. 1729-1733.

– DOI: 10.1109/CoDIT62066.2024.10708116.

13. Prins C. A simple and effective evolutionary algorithm for the vehicle routing problem // Comput.

Oper. Res. – 2004. – 31. – P. 1985-2002.

14. Morissette Laurence & Chartier Sylvain. The k-means clustering technique: General considerations

and implementation in Mathematica // Tutorials in Quantitative Methods for Psychology. – 2013. – 9.

– P. 15-24. – 10.20982/tqmp.09.1.p015.

15. Dorigo M., Birattari M., Stutzle T. Ant colony optimization // IEEE Comput. Intell. Mag. – 2006.

– P. 28-39.

16. Хуссейн Ф.А. Разработка и исследование метода централизованного распределения задач в

мультиагентных системах // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2024. – № 4.

17. Ruprecht-Karls. TSPLIB. Available online: http://comopt.ifi.uni-heidelberg.de/software/TSPLIB95

(accessed on 4 August 2024).

18. Latah M. Solving multiple TSP problem by K-means and crossover based modified ACO algorithm //

International Journal of Engineering Research and Technology. – 2016. – Vol. 5, No. 02.

19. Костюков В.А., Хуссейн Ф.А., Евдокимов И.Д. Метод решения проблемы мульти-коммивояжёра

в среде без препятствий на основе уменьшения размера пространства решений // Известия

ЮФУ. Технические науки. – 2024. – № 1.

20. Dorigo M., Maniezzo V., & Colorni A. Ant System: Optimization by a colony of cooperating agents //

IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics—Part B. – 1996. – 26 (1). – P. 29-41.

Скачивания

Опубликовано:

2025-04-27

Номер:

Раздел:

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Ключевые слова:

Задача мульти коммивояжера, распределение задач, целераспределение;, многоагентные системы, централизованное управление, групповое управление