№ 1 (2022)

Опубликован: 2022-04-21

Весь выпуск

РАЗДЕЛ I. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

  • ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА СИГНАЛОВ В ПАССИВНОЙ МНОГОПОЗИЦИОННОЙ РЛС, СОЗДАННОЙ НА БАЗЕ ГРУППИРОВКИ БЛА

    И.И. Маркович , Е. Е. Завтур , А. И. Панычев
    Аннотация

    Обоснована целесообразность создания пассивной многопозиционной РЛС на базе груп-
    пировки беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Предложен вариант построения РЛС,
    оценены основные технические проблемы разработки такой РЛС и рассмотрены возможные
    пути их преодоления. Показано, что для обнаружения воздушных целей и определения их ко-
    ординат по радиоизлучению бортового оборудования наиболее перспективным является раз-
    ностно-дальномерный метод, как не зависящий от модуляции сигналов и потенциально ус-
    тойчивый к помехам. Для малоразмерных БЛА для передачи информации по открытым ра-
    диоканалам типичными частотными диапазонами являются 2,4 и 5,0 ГГц. Разработана
    структурная схема пассивной многопозиционной РЛС, включающая цифровые формировате-
    ли квадратурных составляющих принятого сигнала, блоки обнаружения и определения коор-
    динат цели. Рассчитаны основные параметры и приведены аналитические выражения алго-
    ритмов цифровой обработки сигналов для обнаружения и определения координат цели.
    В цифровом формирователе квадратурных составляющих использован стробоскопический
    эффект, позволяющий для полосовых сигналов выбирать частоту дискретизации не по верх-
    ней граничной частоте спектра, а по его ширине, что позволяет существенно снизить тре-
    бования к быстродействию АЦП и следующих за ним устройств ЦОС. Комплексные оги-
    бающие обнаруженных сигналов формируются цифровым методом во временной области с
    использованием цифровых фильтров нижней частоты. Обнаружение сигналов производится
    энергетическим обнаружителем, достоинствами которого являются простота реализации
    и работоспособность при отсутствии априорной информации о принимаемом сигнале. Для
    определения координат источника радиоизлучения вычисляются задержки сигналов между
    парами сигналов, принятых тремя БЛА из состава многопозиционной РЛС, которые опреде-
    ляются максимальными по модулю значениями взаимных корреляционных функций сигналов в
    этих парах. Показано, что предложенные алгоритмы хорошо адаптированы к обработке
    возможных источников радиоизлучения на борту малоразмерных БЛА. Установлено, что
    требуемая производительность вычислителя РЛС для работы в реальном масштабе времени
    не превышает 84,62 GFLOPS. Предложена конструкция бортового антенного модуля пас-
    сивной многопозиционной РЛС в виде микрополосковой реконфигурируемой антенны, пере-
    страиваемой по частоте и поляризации.

  • К ПРОБЛЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТАМ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ РЕСУРСОВ. ОПЫТ КАРАБАХА

    Н.А. Соколов , Д. А. Рябухин
    Аннотация

    На основе исследования опыта вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе выявлены
    некоторые основные тенденции развития тактики применения беспилотных летательных
    аппаратов (БЛА) и определены возможные варианты противодействия в интересах повыше-
    ния живучести подразделений тактического звена. Проведен анализ состояния вопроса разра-
    ботки современных средств противовоздушной обороны (ПВО) в задачах борьбы с БЛА, в том
    числе малоскоростных и малоразмерных, способных осуществлять активное маневрирование и
    применяемых группами. Выявлены противоречия в требованиях скорейшей разработки специа-
    лизированных средств (комплексов) противодействия БЛА и реальным, продолжительным
    временем на их разработку (5–15 лет), а также необходимыми затратами на создание, поста-
    новку серийного производства, закупку, и поставку в войска перспективных специализированных
    комплексов. Для решения тактических задач прикрытия от атак БЛА опорных пунктов от-
    дельных подразделений, выполняющих задачи в отрыве от основных сил, предложено примене-
    ние имеющихся в наличии инженерных боеприпасов – осколочных мин направленного поражения
    МОН-90, МОН-200. Проведено моделирование ситуации атаки малоразмерных низколетящих
    БЛА, и расчёт вероятности поражения БЛА инженерными осколочными минами, который
    показал приемлемую вероятность поражения низколетящих БЛА при их нахождении в секторе
    подрыва и разлета облака поражающих элементов мин.

  • МАГНИТОМЕТРИЧЕСКИЕ СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ МОРСКИХ МОБИЛЬНЫХ РОБОТОВ

    Н. А. Соколов , А. В. Рычков
    Аннотация

    В работе предложено применение морских мобильных роботов для противодействия
    минированию, обнаружения, классификации и локализация мин. В соответствии с предна-
    значением выделены поисковые и разведывательные роботы для обследования акваторий,
    которые способны действовать автономно или в режиме телеуправления с поддержкой
    принятия решений. Проведен анализ возможностей существующих типов сенсорных сис-
    тем для обследования акваторий. Представлены основные результаты теоретических и
    экспериментальных исследований возможных направлений совершенствования магнито-
    метрических сенсорных систем для морских роботов. Предложено, исходя из критерия
    обеспечения наибольших возможностей морских роботов по обнаружению и темпу веде-
    ния поиска в автономном режиме, при известных массогабаритных ограничениях, по-
    строение магнитометрической сенсорной системы с автоматизированным распознавани-
    ем взрывоопасных объектов. Для целей автоматизированной классификации объектов по-
    иска предложено воспользоваться преимуществом нейронных сетей, которые, в отличие
    от традиционного машинного обучения, обеспечивают возможность высокоуровневого
    абстрактного выражения семантики внутренних связей между данными посредством
    выбора вариантов архитектурных решений. Получена структура нейронной сети на осно-
    ве линейной классификации взрывоопасных объектов по двум параметрам обучающей вы-
    борки. На основе проверенной обучающей выборки и классифицирующей функции по двум
    параметрам, для многоканальной магнитометрической системы разработана реализация
    структуры нейронной сети, учитывающей, кроме ферромагнитной массы и глубины зале-
    гания, параметры геометрической формы реальных взрывоопасных объектов. Определены
    направления совершенствования и увеличения дальности действия феррозондовых сенсо-
    ров, как наиболее подходящих для построения магнитометрических систем обнаружения
    морских мобильных роботов. Предложен способ повышения чувствительности феррозон-
    довых магнитометрических сенсоров морских роботов за счет применения новых магнит-
    ных материалов и схемотехнических решений. Для создания высокочувствительных ферро-
    зондовых магнитометрических сенсоров предложено применение сердечников из аморфных
    сплавов на основе кобальта типа АМАГ-170, обеспечивающих потенциальную возмож-
    ность повышения коэффициента преобразования (чувствительности) сенсорной системы
    за счет увеличения частоты возбуждения сердечника феррозонда. Представлена функцио-
    нальная схема макета разработанной магнитометрической феррозондовой сенсорной
    системы на основе двух стержневых сердечников из аморфного сплава АМАГ–170.

  • ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЗДАНИИ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ С ПОВЫШЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ АВТОНОМНОСТИ

    С. М. Соколов
    Аннотация

    Рассматриваются аспекты, необходимые для воплощения робототехнических ком-
    плексов с повышенной степенью автономности (РТК с ПСА) в практическую работу. Указы-
    ваются отличительные особенности таких комплексов, потребности соответствующих
    интеллектуальных информационно управляющих систем (ИИУС). Выделяется требование
    ситуационной осведомлённости и, как следствие, необходимость разнообразной системы
    представления знаний, средств восприятия внешней среды и сопоставления оперативной
    информации с моделями и априорной информацией об этой среде. Кроме того, указывается
    на необходимость автоматизации процессов создания РТК с ПСА, доступности, упрощения
    их использования. С целью ответа на поставленные вопросы в работе предлагается использовать концепцию и механизмы онтологий применительно к автономной робототехнике.
    Приводятся примеры уже имеющихся решений в этой области. В робототехнике онтологии
    используются для определения и концептуализации знаний, принятых сообществом, с исполь-
    зованием формального описания, которое является машиночитаемым, доступным для со-
    вместного использования и содержит гибкость для обоснования этих знаний, чтобы вывес-
    ти дополнительную информацию. Онтологии представляют значительный интерес для
    мультиагентных систем для организации взаимодействия между агентами и с другими сис-
    темами в гетерогенных средах, возможности повторного использования и поддержки разра-
    ботки новых РТК. Описывается предлагаемое автором построение онтологии в такой при-
    кладной области как информационное обеспечение целенаправленных перемещений автоном-
    ных наземных средств на основе систем технического зрения. Всё рассмотрение ведётся в
    конфигурационном пространстве информационно-управляющих систем РТК с ПСА.
    Это пространство позволяет агрегировать большое количество разнообразных технологий,
    используемых при построении РТК. Воплощению конкретной системы соответствует
    «точка сборки». Согласование форм представления знаний в ИИУС обеспечивается последо-
    вательным рассмотрением плоскостей в этом пространстве. В качестве связующего звена –
    средства для автоматизированного перевода описаний дескриптивных онтологий в описания
    функциональных, машиночитаемых онтологий предлагается использование языка информа-
    ционно-двигательных действий и команд интерпретирующей навигации. В заключении рас-
    сматриваются ближайшие перспективы развития описанного подхода, высказываются по-
    желания/предложения к отечественному сообществу робототехников.

  • АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ РАДИОЧАСТОТ НА ОСНОВЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ РАДИОСВЯЗИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    А. И. Наговицин , Б.Б. Молоткова , Д. У. Азимов
    Аннотация

    Применение в Вооруженных Силах Российской Федерации широкой номенклатуры ра-
    диостанций различных поколений привело к невозможности полного учета всех их особенно-
    стей при планировании радиосвязи. К примеру, учесть весь перечень самопораженных час-
    тот излучениями собственных гетеродинов различных радиостанций, а также запрещенных
    для установления и ведения радиосвязи частот становится крайне сложной задачей. В связи
    с этим кратно возросли риски отсутствия радиосвязи или нарушения правил использования
    радиочастотного диапазона в том числе и в подразделениях робототехнических комплексов
    военного назначения (РТК ВН). В статье отмечено, что одной из самых больших проблем при
    создании единой цифровой системы управления боем, технической основой которой будет
    являться беспроводная сеть связи - сеть радиосвязи, работающая в различных частотных
    диапазонах, сегодня является выполнение требований электромагнитной совместимости
    (ЭМС) и в частности выполнение требований по корректному использованию радиочастот-
    ного спектра. Для оптимизации процесса планирования радиосвязи в формированиях РТК ВН,
    повышения его оперативности и эффективности в статье предложено создать и приме-
    нить автоматизированную систему контроля за назначением радиочастот на основе риск-
    ориентированного подхода. Показано, что риск-ориентированный подход при планировании
    радиосвязи в подразделениях РТК ВН предполагает проведение сравнительной оценки номи-
    нала назначенной рабочей частоты со списком самопораженных частот каждой из приме-
    няемых радиостанций, а также со списком запрещенных частот для установления радиосвя-
    зи (частоты для передачи сигналов бедствия и др.). Аргументировано отмечено, что такой
    подход позволит снизить риски отсутствия радиосвязи или нарушения правил использования
    радиочастотного диапазона. Позволит оптимизировать процессы автоматизированного
    планирования радиосвязи в формированиях РТК ВН и повысить оперативность и эффектив-
    ность автоматизированного планирования и управления радиосвязью в ходе боевых дейст-
    вий. В статье описан алгоритм работы автоматизированной системы контроля за назначе-
    нием радиочастот. Программная реализация данного алгоритма предполагает создание и
    хранение в соответствующей области памяти библиотек (баз данных) основных запрещен-
    ных частот определенных законодательством РФ. Кроме того, в данных библиотеках (базах
    данных) хранятся списки самопораженных частот излучениями собственных гетеродинов
    всех типов применяемых радиостанций, приведенных в техническом описании каждой из
    применяемых радиостанций

  • МОДУЛЬ КОРРЕКТИРОВКИ ПАРАМЕТРОВ АЛГОРИТМОВ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ

    В. А. Тупиков, В. А. Павлова , А.И. Лизин , П.А. Гессен
    Аннотация

    В целях создания инновационного модуля автоматической корректировки алгорит-
    мов автоматического обнаружения и сопровождения объектов с обучением в реальном
    времени произведено исследование мирового опыта в области автоматического сопрово-
    ждения общего назначения с возможностью распознавания объекта сопровождения для
    применения во встраиваемых вычислительных устройствах оптико-электронных систем
    перспективных робототехнических комплексов. На основе проведенных исследований ото-
    браны и протестированы методы и подходы, которые позволяют с наибольшей точно-
    стью, при сохранении высокой вычислительной эффективности, обеспечивать обучение
    классификаторов на лету (online learning) без априорного знания о типе объекта слежения
    и обеспечивать последующую корректировку во время слежения и обнаружение исходного
    объекта в случае его кратковременной потери. В число таких способов входит гисто-
    грамма направленных градиентов – дескриптор ключевых признаков, основывающийся на
    анализе распределения градиентов яркости изображения объекта. Его использование по-
    зволяет сократить количество используемой информации без потери ключевых данных об
    объекте и увеличить скорость обработки изображений. В статье обоснован выбор одного
    из алгоритмов классификации в режиме реального времени, позволяющего решить задачу
    бинарной классификации – метода опорных векторов. В виду высокой скорости обработки
    данных и необходимости небольшого количества исходных обучающих данных для по-
    строения разделяющей гиперплоскости, на основе которой и происходит классификация
    объектов, данный метод выбран как наиболее подходящий для решения поставленной за-
    дачи. Для осуществления online-обучения была выбрана модификация метода опорных
    векторов, реализующая стохастический градиентный спуск на каждом шаге работы алго-
    ритма – Pegasos. Еще одним вспомогательным способом является метод кластеризации
    ключевых точек – таким образом обеспечивается ускоренный выбор объектов для обуче-
    ния и классификации. Авторами исследования проведена разработка и полунатурное моде-
    лирование предлагаемого модуля, проведена оценка эффективности его работы в задачах
    корректировки и обнаружения объекта интереса в режиме реального времени с предвари-
    тельным online-обучением в процессе слежения за объектом. Разработанный алгоритм
    показал высокую эффективность при решении поставленной задачи. В заключении пред-
    ставлены предложения по дальнейшему повышению точности и вероятности обнаруже-
    ния объекта интереса разработанным алгоритмом, а также по повышению его произво-
    дительности путем оптимизации вычислений.

  • РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ «УМНОЕ ПОЛЕ»

    З.В. Нагоев , В. М. Шуганов , А.У. Заммоев , К. Ч. Бжихатлов , З. З. Иванов
    Аннотация

    Производство сельскохозяйственной продукции в настоящее время тесно связано с
    применением цифровых технологий, элементов точного земледелия, автоматизацией и
    роботизацией сельского хозяйства, так как они дают возможность осуществлять посто-
    янный мониторинг, своевременно реагировать на производственные риски, повышать эф-
    фективность производства и использования ресурсов. Особое внимание уделяется необходимости комплексного использования цифровых технологий и искусственного интеллекта
    для создания интеллектуальных интегрированных систем (ИИС) сельскохозяйственного
    производства. Как показывают исследования, активнее всего IT-технологии применяются
    в полевом земледелии при выращивании зерновых культур. Основной культурой при произ-
    водстве селекционного, семеноводческого и товарного зерна в Кабардино-Балкарской Рес-
    публике является кукуруза, поэтому предполагается, что ИИС «Умное поле» должна быть
    разработана первоначально именно для этой культуры, а затем с некоторыми доработ-
    ками использована и для производства любой растениеводческой продукции – других видов
    зерна, овощей, фруктов, винограда и бахчевых. Она позволяет снизить на некоторых эта-
    пах производства продукции участие человека, путем автоматизации процесса и его кон-
    троля посредством различных «умных» устройств. Работа ИИС «Умное поле» основана
    на использовании множества сенсоров, в том числе устанавливаемых на мобильной техни-
    ке (наземные и воздушные пилотируемые и беспилотные транспортные средства, косми-
    ческие спутники) и переносных портативных устройствах для получения оперативных
    данных о состоянии полей и посевов, что позволяет: – анализировать готовность сельско-
    хозяйственных угодий к посевным работам, отслеживать ход вегетации растений с целью
    эффективного и оперативного планирования агротехнических мероприятий (химическая
    защита от вредителей и болезней, подкормка, орошение и т.д.); – прогнозировать показа-
    тели эффективности производства (общий валовой сбор, урожайность с га), а также
    своевременно выявлять производственные риски (появление вредителей, болезней расте-
    ний, засоленности почв и т.д.); – принимать эффективные решения по управлению исполь-
    зования ресурсов сельскохозяйственных предприятий. С применением «умных» устройств
    стало возможным внедрение т.н. «точного земледелия» для управления продуктивностью
    посевов c учётом изменений в среде обитания растений. В конечном итоге, это дает воз-
    можность решить две главные задачи сельхозпроизводителей – повышение урожайности
    и сокращение издержек. Авторами разработана концепция ИИС «Умного поля» для произ-
    водства зерна кукурузы при использовании перспективных робототехнических систем и
    комплексов. Представлена архитектура ИИС «Умного поля» для производства семенной и
    товарной кукурузы, которую можно с незначительными доработками адаптировать и для
    производства другой растениеводческой продукции.

  • МУЛЬТИАГЕНТНЫЙ АЛГОРИТМ СБОРА ДАННЫХ С МЕТЕОСТАНЦИИ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УРОЖАЙНОСТИ И СОСТОЯНИЯ ПОСЕВОВ

    И.А. Пшенокова , К.Ч. Бжихатлов , А. А. Унагасов , М.А. Абазоков
    Аннотация

    Погода оказывает сильное влияние на урожайность и состояние посевов, на требо-
    вания к количеству и качеству удобрений, а также на профилактические меры по предот-
    вращению заболеваний. Плохие погодные условия могут повлиять на качество продукции во
    время транспортировки и хранения, а значит и на жизнеспособность семян и посадочного
    материала. В настоящее время в сельском хозяйстве широко применяются различные сис-
    темы интеллектуального мониторинга, к которым можно отнести спутниковый мони-
    торинг и метеостанции. При этом основополагающую роль играет выбор метода анализа
    полученных данных и интеллектуальных систем их обработки для превентивного прогно-
    зирования. Целью исследования является разработка интеллектуальной системы прогно-
    зирования урожайности и состояния посевов на основе данных с метеостанции. В рамках
    данного исследования разработан мультиагентный алгоритм прогнозирования состояния
    посевов по данным с метеостанции на основе самоорганизации нейрокогнитивной архи-
    тектуры. Приведено описание структурной схемы метеостанции и ее датчиков. Разрабо-
    тан алгоритм программы для сбора и обработки данных с датчиков метеостанции.
    В результате обработки в интеллектуальную систему принятия решений отправляются
    данные о температуре воздуха и почвы, влажности воздуха и почвы, скорости и направле-
    ние ветра, количестве осадков и о сумме активных температур. Описана система по-
    строения причинно-следственных связей, на основе которой строится система прогнозирования, которая позволяет в превентивном порядке делать рекомендации или прогнозы по
    урожайности и состоянию посевов, а также по вероятности заболеваний и распростра-
    нения вредителей на контролируемых посевах.

  • СТАБИЛИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ КВАДРОКОПТЕРА ВДОЛЬ ЗАДАННОЙ ТРАЕКТОРИИ С ПОМОЩЬЮ СУБОПТИМАЛЬНОГО ЗАКОНА УПРАВЛЕНИЯ С H2/H -КРИТЕРИЕМ

    И. С. Тренёв
    Аннотация

    Целью данной работы является построение субоптимального регулятора с -
    критерием, стабилизирующего отклонение динамической системы от заданной программной
    траектории. Предполагается, что на один вход системы будет подаваться импульсное возму-
    щение, а на второй – -возмущение. Рассматриваемая -норма равняется максимально-
    му значению -нормы выхода по всем -возмущениям и векторам импульсного возмущения,
    для которых сумма квадратичной формы вектора импульсного возмущения с заданной весовой
    матрицей и квадрата -нормы второго возмущения не превосходит единицу. В работе реали-
    зуется процесс вычисления -нормы в терминах линейных матричных неравенств для
    динамической системы. Важную роль в процессе сочетания -нормы и -нормы в -
    норме выполняет весовая матрица, входящая в определение данной нормы. Стоит отметить,
    что в отличии от -нормы, -норма достигается в смысле наихудшего - и импульсного возмущений, при которых достигается максимальное значение -нормы выхода. Необходи-
    мо получить и линеаризовать математическую модель квадрокоптера, построить программ-
    ную траекторию движения и стабилизировать отклонения с помощью субоптимального зако-
    на управления с -критерием при наличии шумов в системе. В качестве инструмента
    поиска субоптимального управления используется аппарат линейных матричных неравенств.
    Объектом исследования в данной работе является квадрокоптер, который представляет со-
    бой беспилотный летательный аппарат, имеющий четыре двигателя с воздушными винтами
    (пропеллерами), создающими тягу. Оси винтов и углы лопастей зафиксированы и регулируются
    лишь скорости вращения, что существенно упрощает конструкцию. C помощью уравнения
    Ньютона-Эйлера, получена нелинейная математическая модель квадрокоптера, а также про-
    изведена линеаризация данной модели в окрестности заданной программной траектории.
    В среде MATLAB производится численное моделирование и построение траекторий движения
    квадрокоптера, с помощью прикладного пакета для оптимизации YALMIP, Sedumi toolbox, про-
    изводится решение линейных матричных неравенств. В среде Simulink, производится построе-
    ние блока управления, стабилизирующего движение квадрокоптера вдоль заданной траектории
    при наличии - и импульсного возмущений в системе. Производится демонстрация процесса
    виртуальной визуализации полета.

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

  • УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ БПЛА ПРИ ОТРАБОТКЕ КРИЗИСНЫХ ПОЛЕТНЫХ СИТУАЦИЙ В РЕШЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧ

    А.И. Савельев , В.В. Лебедева , И.В. Лебедев , К.В. Камынин , Л.Д. Кузнецов , А.Л. Ронжин
    Аннотация

    В работе обоснована актуальность разработки алгоритмов управления группой БпЛА
    при возникновении кризисных ситуаций, влияющих на выполнение поставленной задачи по
    доставке грузов в труднодоступные места. Описан алгоритм автономного коллективного
    (децентрализованного) управления группой БпЛА при выполнении целевой задачи транспор-
    тировки грузов, а также комбинированного управления при возникновении кризисных ситуа-
    ций, когда режим автономного управления невозможно реализовать в полном объеме. Под-
    робно описан алгоритм отработки кризисной ситуации при нехватке энергетического ресур-
    са на борту БпЛА и возврате агентов группы на стартовую позицию. Представлены резуль-
    таты моделирование движения группы БпЛА мультироторного и самолетного типов и от-
    работки кризисной ситуации по управлению группой БпЛА на основе информации о запасах
    энергетических или топливных ресурсов. В ходе проведения экспериментов итеративно вы-
    полнялся расчет остатка топлива при движении БпЛА в точку посадки, а также количест-
    ва топлива, доступного БпЛА в данный момент времени. В результате экспериментов было
    выявлено, что время расчета остатка энергетического ресурса не превышает 6,792 мс.
    В случае, если топливо заканчивается у лидера, миссия транспортировки груза завершается
    досрочно, поскольку не может быть выполнена без участия лидера. При выходе из строя
    нескольких ведомых миссия может быть продолжена в том случае, если их количество не
    превышает заданного значения, критичного для продолжения миссии доставки груза. Приве-
    дены результаты экспериментальных исследований моделированию полета БпЛА с грузом, в
    ходе которых выполнялось построение полетной маршрута, имитирующего криволинейную
    траекторию движения в городских условиях от точки старта до конечной точки, где проис-
    ходит посадка БпЛА и передача груза. В экспериментах использовался разработанные БпЛА
    и бортовая система крепления термоконтейнера. При проведении летных испытаний сред-
    няя скорость горизонтального движения БпЛА была задана 10 м/с. Протяженность полета
    составляла 5350 м. Время, затраченное на полет, составило 13 мин. 51 с.

  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО И ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО АЛГОРИТМОВ ДВИЖЕНИЯ СТРОЕМ БЛА МУЛЬТИКОПТЕРНОГО ТИПА

    М.Ю. Медведев , В. Х. Пшихопов
    Аннотация

    Развитие робототехнических комплексов делает актуальным их групповое примене-
    ние для решения различных задач. Эффективность выполнения задач обнаружения и опре-
    деления координат объектов группой роботов существенно зависит от точности под-
    держания заданного строя. В этой связи практический интерес представляет задача оп-
    ределения алгоритмов планирования движения, обеспечивающих наибольшую точности
    поддержания заданного строя. Данная статья посвящена исследованию точности под-
    держания строя группой БЛА мультикоптерного типа с использованием централизованно-
    го алгоритма планирования движения и децентрализованного алгоритма. В централизо-
    ванном алгоритме используется ведущий БЛА, который передает свои координаты ведо-
    мым БЛА. На основании полученных координат и заданной структуре строя ведомые БЛА
    планируют свое движение. В децентрализованной систем соседние БЛА группы передают
    свои координаты друг другу, на основании чего планируется движение отдельного БЛА.
    Точность исследуется в зависимости от погрешностей навигационной системы и часто-
    ты обновления данных о положении ведущего или соседних БЛА. Полагается, что БЛА
    группы в дискретные моменты времени определяют свои координаты, используя внешнюю
    навигационную систему. Централизованный и децентрализованный алгоритмы отрабаты-
    ваются одинаковой системой управления движением. Алгоритмы исследуются в данной
    статье методами численного моделирования. В процессе моделирования учитываются
    модели кинематики, динамики и исполнительных механизмов, а также модели формирова-
    ния погрешностей навигационной системы. Показано, что децентрализованный алгоритм
    группового планирования движения обеспечивает более высокую точность по сравнению с
    централизованным алгоритмом. Однако техническая реализация децентрализованного
    алгоритма более сложна с точки зрения организации системы групповой связи. В центра-
    лизованной систем должна быть реализована передача данных от ведущего БЛА ведомым.
    В децентрализованной системе требуется реализовать сетевую связь.

  • МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ТЕПЛООБМЕНА ВНУТРИ ГЕРМЕТИЧНОГО КОРПУСА БИНС В МУЛЬТИФИЗИЧНОЙ ПОСТАНОВКЕ В ANSYS CFX И SYSTEM COUPLING

    А.А. Медельцев , П. А. Шаповалов , М. В. Воронов , А. И. Полухина , П.Н. Сигалева , А.В. Фролов
    Аннотация

    В настоящей работе рассматривается численное моделирование нестационарного
    конвективно-кондуктивного теплообмена бесплатформенной инерциальной навигационной
    системы высокоманевренного летательного аппарата (БИНС ВЛА), разработанной в
    АО «ЦНИИАГ», с использованием расчётного комплекса ANSYS. Целью исследования явля-
    ется всесторонний анализ теплообменных процессов, характерных для функционирования
    прибора, в том числе взаимного пространственного влияния источников тепловых мощно-
    стей друг на друга, а также на блок чувствительных элементов. Моделирование теплооб-
    мена внутри герметичного корпуса прибора проведено для критических условий функцио-
    нирования (в рассматриваемом случае обусловлены нагревом элементов прибора) в сильно и
    слабо сопряжённой постановках с последующим сравнением результатов применения обо-
    их подходов. Для программной реализации каждого подхода были выбраны модули пакета
    прикладных программ ANSYS: Mechanical, CFX, System Coupling. Выбрана k-e модель тур-
    булентности воздуха с неявным учётом эффекта в пограничных слоях и корректировкой
    диффузии в сдвиговых течениях. Учтён внешний естественный теплообмен с окружаю-
    щим воздухом посредством задания конвективных граничных условий на внешние поверхно-
    сти прибора. Для получения численных значений коэффициентов теплоотдачи была при-
    нята во внимание ориентация каждой поверхности в пространстве благодаря использова-
    нию соответствующего коэффициента. С помощью расчёта термических сопротивлений
    были учтены потери мощности, возникающие ввиду наличия неровностей на поверхностях
    прибора в контактах между твердотельными компонентами с использованием термиче-
    ских сопротивлений фактического контакта и межконтактной прослойки. Графически
    представлены результаты моделирования деформированного состояния несущей системы
    прибора, возникающего вследствие действия несимметричного температурного поля в
    нагретом приборе. Проведён анализ полученных графиков. Определены показатели жёст-
    кости несущей системы прибора – углы отклонения взаимной ортогональности чувстви-
    тельных элементов, а именно акселерометров и датчиков угловой скорости (ВОГ – воло-
    конно-оптических гироскопов), возникающие вследствие тепловых деформаций. Получен-
    ные результаты позволили оценить технические решения по качеству теплоотвода от
    элементов плат в обход чувствительных элементов прибора, принятых на этапе компо-
    новки компонентов изделия.

  • АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СИНГУЛЯРНОСТЕЙ НА РЕШЕНИЕ ПРЯМОЙ ЗАДАЧИ КИНЕМАТИКИ И ГЕОМЕТРИЮ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА ПЛАТФОРМЫ ГОФА-СТЮАРТА

    Д.И. Малышев , Л. А. Рыбак , А.С. Писаренко , В.В. Черкасов
    Аннотация

    Одним из обязательных требований при проектировании механизмов параллельной
    структуры является исключение из рабочей области особых положений, в которых меха-
    низм теряет свою управляемость и могут возникать сбои в работе. Анализ рабочей об-
    ласти механизмов параллельной структуры сложнее аналогичного для механизмов после-
    довательной структуры, особенно если механизм имеет более трех степеней свободы.
    В статье рассмотрена задача анализа влияния особых положений на решение прямой за-
    дачи кинематики и геометрию рабочего пространства 3/6 платформы Гофа-Стюарта
    (коммерческое название - «Гексапод»). Разработан численный алгоритм решения прямой
    задачи о положениях платформы. Он основан на непосредственном использовании систе-
    мы уравнений кинематических связей платформы. Аппроксимация множества решений
    системы уравнений выполнена на основе детерминированных методов глобальной оптими-
    зации. Выполнен анализ изменения количества решений прямой задачи кинематики вблизи
    зоны особого положения. Анализ состоит из двух этапов. Первый этап заключается в ре-
    шении обратной задачи кинематики для положения и ориентации платформы, при кото-
    ром возникает особое положение. Второй этап заключается в решении прямой задачи
    кинематики для случая особого положения и случая вблизи особого положения. В резуль-
    тате решения прямой задачи кинематики выявлено различное количество решений прямой
    задачи кинематики для различных случаев. Синтезирован алгоритм, позволяющий опреде-
    лить рабочее пространство, свободное от особых положений, для заданных диапазонов
    изменения углов ориентации платформы, заданных углами Эйлера. Проведён анализ зави-
    симости изменения объёма рабочей области в зависимости от диапазона изменения углов
    ориентации платформы. Алгоритмы реализованы программно на языке программирования
    C++. Моделирование выполнено с использованием параллельных вычислений и реализацией
    экспорта трёхмерных моделей положений платформы и рабочей области в универсальный
    формат трёхмерных моделей STL.

  • ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕВОГО ПОДХОДА ДЛЯ ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

    А. В. Логунов , А. Л. Береснев
    Аннотация

    Работа посвящена проблеме диагностирования двигателя внутреннего сгорания
    транспортных средств эта проблема сейчас наиболее актуально из-за постоянного роста
    автопарка и ужесточения требований к безопасной эксплуатации. Своевременный и точ-
    ный контроль состояния двигателя внутреннего сгорания способен предотвратить выход из строя целых узлов транспортного средства, а также избежать таких серьезных по-
    следствий как дорожно-транспортное происшествие. С появлением современных техноло-
    гий давно известный метод оценки состояния двигателя по звуку может стать самым
    передовым, поскольку исключается человеческий фактор, для обработки сигнала применя-
    ется вычислительная техника анализ звукового спектра в которой осуществляется с по-
    мощью искусственных нейронных сетей. Применение искусственных нейронных сетей для
    анализа звукового спектра нашло применение в распознавание речи и для диагностики забо-
    леваний дыхательной системы. В статье рассмотрена неисправность одного из основных
    узлов двигателя внутреннего сгорания – подшипника. Представлены все возможные виды
    неисправностей подшипников и причины, по которым они возникают. Перечислены узлы и
    механизмы двигателя внутреннего сгорания в которых применяются подшипники. Описан
    алгоритм экспериментальной части. Выполнен эксперимент, включающий в себя преобра-
    зование полученных звуковых сигналов в спектрограммы и извлечение признаков с помощью
    которых выполняется классификация. Выполненная экспериментальная часть доказала
    возможность диагностирования двигателя внутреннего сгорания с применением искусст-
    венных нейронных сетей. Научная новизна состоит в том, что процесс диагностики ста-
    новится автоматизированным, все звуки, снятые датчиками, обрабатывается в ЭВМ или
    в перспективе в специальном сканере, на дисплей выводится информация о состоянии тех
    или иных узлов, в отличие от традиционных методов где диагностика осуществляется
    визуально или на слух. Таким образом повышается точность диагностики и снижается
    общая трудоемкость за счет исключения частичной или полной разборки двигателя.

  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ ДЛЯ МОБИЛЬНОГО ДВУХКОЛЕСНОГО РОБОТА

    А. А. Ткаченко , Д.Д. Девяткин
    Аннотация

    Управление с прогнозированием (Model Predictive Control) – это усовершенствован-
    ный метод управления процессами, который используется при соблюдении набора ограни-
    чений. С инженерной точки зрения MPC-метод проектирования систем управления явля-
    ется привлекательным, т.к. является сравнительно простым при проектировании, в том
    числе для решения сложных производственных задач. Данный метод схож с классическим
    синтезом системы управления на основе линейно-квадратичного регулятора (LQR). Ключе-
    вое различие между MPC и LQR заключается в том, что управление с прогнозированием
    решает задачу оптимизации в пределах скользящего временного горизонта, в то время как
    линейно-квадратичный метод используется для решения той же задачи фиксированное
    временное окно. В работе рассматривается способ построения системы управления для
    двухколесного мобильного робота с использованием Model Predictive Control. Приведен про-
    цесс построения математической модели механической системы робота, а также выпол-
    нена линеаризация полученной модели. Представлены основные принципы построения сис-
    темы управления на основе MPC для линейных систем без внешних возмущений, а также с
    использованием наблюдателя для оценки состояний модели при влиянии аддитивных белых
    гауссовских шумов. Рассмотрен вариант синтеза системы управления с накладываемыми
    ограничениями на входной сигнал. Также представлен способ определения положения двух-
    колесного робота в пространстве с помощью системы технического зрения, которая ос-
    нована на использовании искусственной нейронной сети. Приведена архитектура модели,
    использующаяся совместно со стереокамерой, с помощью которой реализуется построе-
    ние карты глубины изображения. В качестве архитектуры нейронной сети используется,зарекомендовавшая себя модель YOLOv3. В работе описываются модели, которые неспо-
    собны проводить обработку данных в режиме реального времени. Помимо вышеперечис-
    ленного в работе подробно описывается принцип работы модели глубокого обучения –
    YOLOv3, которая основана на нескольких блоках обработки входных данных. Представле-
    но подробное описание реализации стереокамеры в связке с моделью искусственной ней-
    ронной сети с помощью языка программирования Python и библиотек для работы с видео-
    данными и стереокамерой.

РАЗДЕЛ III. СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ, ПРИВОДНАЯ И ДАТЧИКОВАЯ АППАРАТУРА

  • ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКТА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ АВТОНОМНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ

    А. Ю. Баранник , А.В. Лагутина , Е. А. Дудоров
    Аннотация

    Целью исследования является обоснование эффективности применения различных видов
    навесного и съемного рабочего оборудования робототехнических комплексов на базе автоном-
    ных платформ для выполнения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. Исследования, прове-
    денные в рамках создания экспериментальной робототехнической платформы «Маркер», по-
    зволили приступить к разработке аварийно-спасательных мобильных робототехнических ком-
    плексов, способных выполнять задачи в зоне ЧС в автономном режиме. Предложено, на основе
    анализа задач, выполняемых в зоне ЧС, а также перечня специального оборудования машин,
    имеющих массогабаритные показатели близкие к аналогичным показателям платформы
    «Маркер», оценить оптимальный набор навесного и съемного рабочего оборудования, обеспечи-
    вающего выполнение задач с минимальными временными затратами. В ходе проведения иссле-
    дований был предложен подход, позволяющий решать подобные задачи для любых роботизиро-
    ванных платформ, независимо от используемого базового шасси. Также предложенный подход
    позволил определить основные направления доработки автономной робототехнической плат-
    формы «Маркер» с целью обеспечения возможности выполнения аварийно-спасательных работ
    в зоне ЧС. К таким направлениям относятся разработка гидросистемы, позволяющей осуще-
    ствлять управление навесным и съемным оборудованием, как при выполнении технологических
    операций, так и при перемещении по зоне ЧС, и выполнении манипуляций, связанных с их заме-
    ной, в том числе в автоматическом режиме. В качестве второго направления была определена
    необходимость доработки конструкции путем усиления точек крепления навесного и рабочего
    оборудования, а также основных несущих элементов, которые будут задействованы при вы-
    полнении технологических операций с использованием расчетного комплекта навесного и съем-
    ного оборудования. Третьим направлением авторы считают необходимость разработки алго-
    ритмов и программного обеспечения управлением автономной робототехнической платфор-
    мой при выполнении технологических операций в зоне ЧС, включая землеройные операции, по-
    грузочно-разгрузочные операции, поисково-спасательные операции, а также действия, связан-
    ные с мониторингом обстановки в районе ведения аварийно-спасательных работ.

  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ В ПРИВОДАХ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    А.А. Кабанов , В.А. Крамарь , А. В. Зуев , В.Ф. Филаретов , А.Н. Жирабок
    Аннотация

    В работе рассматривается задача идентификации дефектов в приводах робототех-
    нических систем, модель динамики которых описывается линейными дифференциальными
    уравнениями. Решение задачи идентификации дефектов предложено искать на основе
    решения вспомогательной задачи оптимального управления для динамической системы, в
    которой роль неизвестной вектор-функции, описывающей возникающие дефекты, выпол-
    няет некоторое вспомогательное управление, которое должно обеспечить минимум функ-
    ционалу невязки. На основе полученного решения вспомогательной задачи оптимального
    управления предложен диагностический наблюдатель дефектов. При этом сам дефект
    находится через решение соответствующего алгебраического уравнения Риккати и диф-
    ференциального уравнения для вспомогательной переменной. В отличие от популярных
    подходов к решению задачи идентификации дефектов, основанных на наблюдателях, ра-
    ботающих в скользящем режиме, предлагаемый метод позволяет расширить класс сис-
    тем, для которых может быть решена задача идентификации. Известно, что методы
    проектирования наблюдателей скользящего режима накладывают определенные ограничения на рассматриваемые системы. Предложенный подход на основе оптимального управ-
    ления может дать результаты и для систем с нелинейной динамикой. В этом случаем,
    вероятно, эффективными будут методы приближенного решения задач оптимального
    управления, основанные на представлении системы в линейной форме с коэффициентами,
    зависящими от состояния (так называемый метод State-dependent Riccati Equation, SDRE).
    Совершенствование предложенного метода в этом направлении будет являться предме-
    том последующих исследований. Изложенная теория показана на примере идентификации
    дефектов в приводе постоянного тока. Рассмотрены разные случаи для системы с полны-
    ми наблюдениями (известен весь вектор состояния) и с неполными наблюдениями. На мо-
    делировании было показано, что качество идентификации дефектов можно повысить за
    счет выбора соответствующих значений матриц штрафов в функционале невязки, при
    этом можно добиться хорошего диагностирования отдельно по различным каналам вхо-
    ждения дефектов. В работе представлены рекомендации по выбору матриц штрафов.
    Результаты моделирования подтвердили работоспособность синтезированных с помощью
    предложенного метода диагностических наблюдателей.

  • БЕСКОНТАКТНЫЙ ФЕРРОЗОНДОВЫЙ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ КЛАПАНА

    С. А. Матюнин , Р. А. Жигалов , А. А. Иголкин
    Аннотация

    Целью исследования является разработка бесконтактного феррозондового датчика
    положения для контроля открытого/закрытого состояния клапана. Существует немало
    примеров использования в современной техники элементов или устройств, взаимодейст-
    вующих с магнитным полем. Одной из актуальнейших задач является использование влия-
    ния магнитного поля в качестве средства контроля или составляющей управляющей сре-
    ды. Применение магнитооптических датчиков для контроля функционирования техниче-
    ских объектов обусловлено их бесконтактным способом измерения, возможностью изме-
    рения не только магнитных, но и других различных физических величин, относительной
    простотой, надежностью и дешевизной конструкции чувствительного элемента, гибко-
    стью в применении, эксплуатацией в низкотемпературных и высокотемпературных сре-
    дах. Одним из датчиков подобного типа является феррозондовый преобразователь магнитного поля. Примером объекта внедрения феррозондового датчика являются клапаны
    различных пневмогидравлических систем. Сущность поставленной задачи заключается в
    создании бесконтактного концевого переключателя золотника клапана, сигнализирующего
    о закрытом или открытом состоянии клапана и передающего эту информацию в систему
    контроля. Предлагается разбиение данной задачи на этапы и последовательное их выпол-
    нение. Сначала производится поиск и анализ уже существующих решений, реализующих
    датчик положения с использованием феррозондового метода контроля для усовершенст-
    вования разрабатываемой конструкции. Далее, разрабатывается первоначальная конст-
    рукция чувствительного элемента феррозондового преобразователя, согласно начальной
    конструкции, создается геометрическая 3D-модель чувствительного элемента, выбирает-
    ся предполагаемый материал составляющих элементов датчика. С помощью численных
    методов компьютерного моделирования моделируется работа датчика и определяется его
    выходная характеристика при различных режимах работы. По расчетным характеристи-
    кам выбирается и рассчитывается оптимальная конструкция и конфигурация чувстви-
    тельного элемента датчика. По итогам моделирования разрабатываются сборочные и
    рабочие чертежи датчика. Предложенный способ решения задачи характеризуется слож-
    ностью изучения нелинейных магнитных систем и их моделирования. Результаты данного
    исследования могут быть рекомендованы для разработки магнитооптических датчиков
    подобного или иного типа и изучения материалов с нелинейными магнитными свойствами.

РАЗДЕЛ IV. СВЯЗЬ, НАВИГАЦИЯ И НАВЕДЕНИЕ

  • РЕАЛИЗАЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МИКРОПРОЦЕССОРНЫХ УСТРОЙСТВАХ

    И. А. Шипов
    Аннотация

    Целью работы – это создание производительного вычислительного устройства для
    бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) наземного робототехни-
    ческого комплекса (РТК) на отечественной элементной базе. Дано формальное описание
    типовых достаточных функций, выполняемых БИНС и описаны основные принципы алго-
    ритмов с точки зрения требования к вычислительным ресурсам. Приведено описание имею-
    щихся на рынке отечественных микроконтроллеров и сравнение с ближайшим зарубежным
    аналогом. Результаты проведенного макетирования показали принципиальную возможность,
    но невысокую перспективность создания вычислительных устройств на одном микрокон-
    троллере. В связи с этим были выработаны и реализованы технические предложения по уве-
    личению вычислительной мощности по средствам построения архитектуры многопроцес-
    сорного вычислителя. Как следствие потребовалась выработка особых подходов к проекти-
    рованию алгоритмов и программного обеспечения. Организация распределенных вычислений
    является одним из наиболее оптимальных методов обеспечения расчета алгоритмов функ-
    ционирования. Введение в контур вычислителя дополнительных микропроцессоров позволило
    не только увеличить вычислительную мощность, но и ввести дополнительные интерфейсы
    взаимодействия как с потребителем, так и с датчиками первичной информации. Предло-
    женный вариант распределения алгоритмов функционирования БИНС позволил обеспечить
    создание задела на перспективы развития и масштабируемость системы. Наиболее ресурсо-
    емким алгоритмом является расчет инерциальных координат, реализованный в виде итера-
    тивного расчета определения широтной составляющей местоположения. Также запас про-
    изводительности может позволить реализовать дополнительные адаптивные алгоритмы
    фильтрации и обработки данных по результатам испытаний и эксплуатации наземного под-
    вижного объекта. Обоснован выбор интерфейса внутриплатного обмена между контролле-
    рами и описано его практическое применение. Создание замкнутого контура обмена инфор-
    мацией позволило реализовать дополнительные параллельные вычисления вторичной инфор-
    мации и выполнить расчет автономного счисления координат местоположения объекта.
    Описанные технические решения могут быть использованы при проектировании встраивае-
    мых вычислителей для объектов различного назначения функционирующих на базе жесткой
    логики. В качестве основного недостатка представленного подхода к проектированию вы-
    числителя можно обозначить ограниченный функционал при работе с постоянно запоми-
    нающими устройствами.

  • ПОДДЕРЖКА ПЕТЕЛЬ СЛЕЖЕНИЯ ЗА ФАЗОЙ В ПРИЕМНИКЕ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРЕНИЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

    А.А. Черкасова , А. Ю. Шатилов , Т.А. Мухамедзянов
    Аннотация

    Спутниковые радионавигационные системы позволяют оценивать вектор состояния
    потребителя, включающий в себя координаты, скорость потребителя и время относи-
    тельно системной шкалы. Требования к характеристикам данных систем постоянно рас-
    тут, что делает необходимым усовершенствование используемых в них алгоритмов обра-
    ботки радионавигационных сигналов. Одной из основных характеристик спутниковых ра-
    дионавигационных систем является точность оценивания вектора состояния потребите-
    ля. Улучшить эту характеристику позволяет наличие оценок фазы принимаемых радиона-
    вигационных сигналов. В спутниковой радионавигационной системе ошибки оценок фазы в
    петле слежения имеют две составляющие – динамическую и шумовую. Для компенсации
    шумовой ошибки необходимо уменьшать эквивалентную шумовую полосу сглаживающего
    фильтра петли слежения за фазой. Однако минимально возможная полоса сглаживающего
    фильтра ограничена наличием динамики потребителя и качеством опорного генератора.
    Вследствие чего, при наличии динамики потребителя, чувствительность и надежность
    слежения за фазой ухудшается. Для компенсации динамической ошибки в петле слежения
    за фазой можно использовать информацию от инерциальной навигационной системы.
    Спутниковая радионавигационная система и инерциальная навигационная система обла-
    дают взаимодополняющими характеристиками. Использование поддержки петель слеже-
    ния за фазой от инерциальной навигационной системы позволяет повысить чувствитель-
    ность и надежность ее работы при наличии динамики потребителя. Предполагается, что
    при такой реализации чувствительность петель слежения за фазой будет ограничена
    только нестабильностью опорного генератора и погрешностью инерциальных измерений.
    Был разработан алгоритм поддержки петель слежения за фазой измерениями от инерци-
    альной навигационной системы. Это привело к повышению чувствительности слежения за
    фазой, что обеспечивает повышение характеристик точности и надежности работы
    приемника спутниковой навигации. Проведено исследование разработанного алгоритма на
    модели, использующей в качестве входных данных реальные измерения спутниковой и инер-
    циальной навигационных систем. Разработанный алгоритм реализован в программном
    обеспечении прототипа инерциально-спутниковой навигационной системы NV216C-IMU.
    Проведены экспериментальные исследования в условиях автомобильной динамики на от-
    крытой местности. Результаты исследований представлены в работе.

РАЗДЕЛ V. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ

  • ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ COM-EXPRESS НА БАЗЕ МИКРОПРОЦЕССОРОВ ЭЛЬБРУС ДЛЯ БОРТОВЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

    Н.А. Бочаров , А.В. Глухов , Н. Б. Парамонов
    Аннотация

    Исследования в области создания специализированных вычислительных комплексов
    для роботов ведутся во многих мировых научных центрах и в том числе в нашей стране.
    Развитие возможностей сенсорных систем, систем глобальной навигации, рост вычисли-
    тельной мощности и совершенствование алгоритмов позволяют создавать бортовые вы-
    числительные комплексы, обладающие широкими интеллектуальными возможностями.
    Важной, но нерешенной проблемой остается оснащение таких вычислительных комплек-
    сов микропроцессорами отечественного производства. Необходимость учета предельных
    массогабаритных характеристик, требований к системе охлаждения вычислительного
    комплекса, требований к бортовой электросети и потребляемой мощности, требований к
    производительности и к внешним интерфейсам обуславливают сложность и дороговизну
    разработки бортовых вычислительных комплексов. Отсутствие унификации вычисли-
    тельных модулей при разработке создает дополнительные сложности для разработчиков
    робототехнических комплексов, повышает конечную стоимость робототехнических ком-
    плексов и усложняет его модернизацию. Использование стандартизированного форм-
    фактора типа COM-Express позволяет разделить бортовой вычислительный комплекс на
    универсальную высокотехнологическую системную часть и плату-носитель. Микропроцес-
    сор, контроллер периферийных интерфейсов, оперативная память и жесткий диск разме-
    щаются на системном модуле, который выпускается большим тиражом и может быть
    заменен на более новый при появлении новых поколений отечественной вычислительной
    техники. Плата-носитель в свою очередь проста в разработке и дешева в производстве, а
    по своим характеристикам может быть скомпонована для конкретного робототехниче-
    ского комплекса. В данной статье рассмотрены вычислительные модули в формате COMExpress
    на базе отечественных микропроцессоров Эльбрус. Показана их применимость для
    создания перспективных бортовых вычислительных комплексов. Полученные авторами
    результаты говорят о перспективах импортозамещения в области робототехники.

  • КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АЛГОРИТМ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ С ОБУЧЕНИЕМ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

    В. А. Тупиков , В. А. Павлова , А.Ю. Гагарина , П. А. Гессен , А.И. Лизин , М. В. Созинова
    Аннотация

    Целью данной разработки является создание устойчивого алгоритма автоматиче-
    ского обнаружения и сопровождения недетерминированных объектов с обучением в реаль-
    ном времени, для встраиваемых вычислительных устройств оптико-электронныч систем.
    В рамках представленной работы произведено исследование и анализ имеющегося мирового
    научно-технического опыта в области алгоритмов автоматического сопровождения об-
    щего назначения. В статье показано что современные алгоритмы автоматического со-
    провождения представляют собой систему, принимающую решение о текущем положе-
    нии, размерах и других параметрах сопровождаемого образа на основе обучаемой модели.
    Авторами исследования выделены наиболее эффективные из применяемых базовых алго-
    ритмов, подходящие для применения во встраиваемых вычислительных системах робото-
    технических комплексов, и разработан новый алгоритм автоматического обнаружения и
    сопровождения недетерминированных объектов. Проведено полунатурное тестирование
    разработанного алгоритма и оценена его эффективность в решении задач не только ав-
    томатического сопровождения объектов, но и задач автоматического обнаружения объ-
    ектов по нескольким эталонным образам. В заключении представлены предложения по
    дальнейшему повышению точности разработанного алгоритма и по его оптимизации и
    внедрению в состав специального программного обеспечения бортовых вычислительных
    систем летательных аппаратов.

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗРЕНИЯ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ И ПРЕДСКАЗАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ

    Д.Л. Шишков , М.Н. Зарипов , Р.А. Горбачев
    Аннотация

    В настоящее время повышение качества предоставляемых транспортных и логи-
    стических услуг напрямую связано с внедрением новых и модернизацией существующих
    технологий информатизации и цифровизации. Одной из наиболее актуальных задач, ре-
    шаемых с помощью внедрения цифровых технологий в существующие технологические
    процессы, является повышение безопасности движения поездов. Анализ отечественных и
    зарубежных работ, посвящённых разработке систем повышения безопасности движения
    поездов показал, что одним из методов решения поставленной задачи является разработ-
    ка и внедрение систем технического зрения для обнаружения объектов инфраструктуры и
    препятствий по ходу движения поезда. Это особенно актуально при увеличении скоростей
    движения поездов, когда машинисту бывает сложно правильно оценить сложившуюся
    ситуацию и принять оперативное решение. В данной работе описана реализация системы
    технического зрения для беспилотных поездов. В ее рамках был реализован новый подход к
    обучению узкоспециализированной масочной нейронной сети. Основной задачей этой сис-
    темы является распознавание препятствий и фигур человека на фоне железнодорожной
    инфраструктуры, определения их местоположения относительно рельсовых путей и оцен-
    ки этой ситуации с точки зрения безопасности движения. Для получения более качествен-
    ной маски был использован подход одновременного использования изображений стандарт-
    ных камер CVS и камер с более высоким разрешением. Данный метод способен повысить
    качество распознавания, особенно на больших расстояниях, когда интересующий объект
    не заметен в сложной среде окружающей его обстановки. Выполненная работа показала
    хорошие результаты по идентификации объектов на железнодорожных путях. Создание
    прототипа такой системы и оснащение ей тягового подвижного состава позволит реали-
    зовать своевременное обнаружение препятствий и людей на пути поезда, что способству-
    ет повышению уровня безопасности движения поездов.

  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСИРОВАННЫХ ДЕСКРИПТОРОВ В РЕШЕНИИ SLAM-ЗАДАЧИ

    В. П. Носков , А. Н. Курьянов
    Аннотация

    Рассмотрена актуальная задача определения всех шести координат (трех линейных
    и трех угловых) текущего положения мобильного робота (беспилотного летательного
    аппарата) по видео-дальнометрическим изображениям внешней среды (объемным раскра-
    шенным облакам точек), формируемым бортовой комплексированной системой техниче-
    ского зрения, построенной на базе 3D-дальнометрического сенсора (лидара) и цветной
    видеокамеры, при движении (полете) в неизвестной среде. Предложен алгоритм видео-
    навигации, основанный на использовании комплексированных (видео-дальнометрических)
    дескрипторов, для описания которых используются яркостные и геометрические пара-
    метры. Сформулированы правила формирования комплексированного дескриптора, обес-
    печивающие выделение с помощью оператора Собеля особых (центральных) точек деск-
    риптора и вычисление яркостных и геометрических параметров в его локальной области.
    Дополнение яркостных параметров дескриптора, формируемых видеокамерой, геометри-
    ческими параметрами, формируемых дальнометрическим сенсором, снимает проблему
    инвариантности дескриптора к масштабу и тем самым существенно снижает трудоем-
    кость вычислений при его выделении. Описаны правила нахождения соответствующих
    друг другу комплексированных дескрипторов в последовательности комплексированных
    изображений, основанные на вычислении разности яркостных и геометричесих параметров сравниваемых дескрипторов. Выполнена оценка ошибки решения навигационной задачи
    с использованием комплксированных дескрипторов в зависимости от ошибки сенсоров
    системы технического зрения и геометрических размеров дескриптора. За счет построе-
    ния гистограмм решения навигационной задачи по каждой координате объекта управления
    для всех пар соответствующих друг другу дескрипторов достигнута статистически ус-
    тойчивая высокая достоверность решения полной навигационной задачи. При этом ошиб-
    ка решения навигационной задачи получилась на порядок меньше ошибки при формировании
    системой технического зрения комплексированных изображений. Использование комплек-
    сированных дескрипторов позволило при сравнительно малом объеме вычислений с прием-
    лемой точностью и быстродействием решить полную навигационную задачу, что обеспе-
    чивает решение SLAM-задачи на бортовых вычислителях в темпе движения объекта
    управления. Эффективность предложенных алгоритмических и разработанных программ-
    но-аппаратных средств подтверждена натурными экспериментами, проведенными в ре-
    альных условиях различных сред.

  • ИССЛЕДОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРИМЕНИМОСТИ МИКРОПРОЦЕССОРОВ РЯДА ЭЛЬБРУС ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗРЕНИЯ

    К. А. Суминов , Н. А. Бочаров
    Аннотация

    Одним из ключевых направлений развития области искусственного интеллекта явля-
    ется направление технического зрения. Для ресурсоемких задач технического зрения соз-
    даются высокопроизводительные вычислительные комплексы (ВК), использующие специа-
    лизированные ускорители. Использование таких ускорителей обусловлено неспособностью
    микропроцессоров (МП) общего назначения решить такие задачи за поставленное время
    вследствие большой вычислительной нагрузки. Однако, в настоящее время, МП ряда Эль-
    брус успешно используются для решения задач технического зрения как в серверном, так и
    в бортовом режимах, а появление МП Эльбрус шестого поколения должно еще больше
    повысить производительность на таких задачах. В силу дороговизны, большей сложности
    и ограничений в использовании систем со специализированными ускорителями встает во-
    прос об определении условий, в которых для решения рассматриваемых задач достаточно
    использовать МП общего назначения, например из ряда Эльбрус, без специальных ускори-
    телей. Одними из самых ресурсоемких задач в области технического зрения являются за-
    дачи обнаружения и классификации объектов на изображении. Для обнаружения объектов
    одним из популярных методов является метод Виолы-Джонса. Для решения задачи клас-
    сификации как правило используются сверточные нейронные сети. На примере сетей
    VGG16 и VGG19 разработаны математические модели вычислений применительно к ак-
    туальным микропроцессорам ряда Эльбрус. С использованием разработанных моделей
    обоснована теоретическая достаточность производительность микропроцессоров Эль-
    брус для задач технического зрения. Также, на основе данных методов разработаны про-
    граммы моделирования поиска и объектов на фото и в видеопотоке. Программы написаны
    на языке C++ с использованием библиотеки OpenCV, ОПО Эльбрус, библиотеки Платфор-
    мы-ГНС и базы данных соревнований ImageNet. С использованием реализованных программ
    было проведено сравнительное тестирование на ряде ВК с процессорами Эльбрус, а также
    ВК с процессорами intel и ускорителем в виде видеокарты Nvidia. На основе полученных
    результатов показано, что для решения задачи поиска объектов на изображении выбран-
    ным методом достаточно МП Эльбрус-8С для входных разрешений до 1920 х 1080, где
    обеспечивается скорость обработки видеопотока более 20 кадров в секунду.

  • УСКОРЕНИЕ ПРЯМОГО ПРОХОДА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СНС НА ОГРАНИЧЕННОМ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОМ РЕСУРСЕ

    А.Е. Щелкунов , В.В. Ковалев , И. В. Сидько , Н. Е. Сергеев
    Аннотация

    Работа посвящена оптимизации архитектуры нейронной сети для ее запуска на ограни-
    ченном вычислительном ресурсе. Рассмотрено несколько подходов оптимизации, приведены
    оценки сложности и времени выполнения прямого прохода нейронной сети. Приведены сравни-
    тельные оценки сложности сети при применении разных подходов оптимизации. В работе
    представлен анализ выбранной архитектуры сети, получены оценки вычислительной сложно-
    сти отдельных составных частей (модулей) архитектуры. Произведен анализ возможных ме-
    тодов оптимизации каждого модуля. Описаны параметры рассмотренных модулей, размеры
    входных и выходных тензоров. Для оптимизации модуля выделения признаков протестировано
    несколько архитектур, ResNet 50, ResNet 18, MobileNet v3 small, MobileNet v3 large. Представлен
    сравнительный анализ вычислительной сложности и времени выполнения прямого прохода для
    каждой архитектуры. Замеры времени выполнения прямого прохода осуществлялись на
    встраиваемом вычислительном устройстве Jetson AGX Xaver от компании Nvidia. Представле-
    ны оценки времени выполнения прямого прохода для каждого модуля рассматриваемых нейрон-
    ных сетей. В работе приведены результаты сравнения оценок точности нейронной сети до и
    после оптимизации архитектуры. Набор данных для тестирования состоит из 100 видео запи-
    сей. В тестовых видеозаписях участвует 5 различных типовых объектов, для каждого класса
    объекта записано 10 различных сценариев. Для каждой из разработанных архитектур получе-
    ны оценки точности, произведен сравнительный анализ. В работе намечены пути для после-
    дующей оптимизации архитектуры сети.