МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ ГРАФОВЫХ ПОДХОДОВ

Аннотация

Предложен подход к моделированию социальных взаимодействий в организационных систе- мах, который состоит из несколько этапов: получение данных о пользователях системы, напри- мер при помощи парсинга сети; формирование GH-модели системы на основе нечетких графов с разнотипными вершинами и множественными разнотипными связями; вычисление графовых ха- рактеристик с учетом определенного типа связи; использование значений графовых характери- стик для анализа системы с учетом заложенной смысловой нагрузки. Обоснована целесообраз- ность использования GH-графа для исследования социальных отношений в организационных сис- темах, так как он обладает рядом преимуществ. GH-граф позволяет задать все необходимые разнотипные отношения и при этом уменьшить время анализа системы в 1,9 раз за счет исполь- зования множественных связей в виде вектора, позволяющих объединить несколько разнотипных связей. Модификация модели заключается в использовании разнотипных вершин. Тип вершин в графе определяется через вычисление их характеристик. В работе показан процесс формирования графовой модели подсистемы и вычисления ее характеристик. Показаны результаты вычисления степеней вершин, их центральности по степеням. Для вычисления метрических характеристик графовой модели использован модифицированный алгоритм поиска кратчайших путей в GH- графе, разработанный ранее. Особенностью данного алгоритма является возможность использо- вать фильтры по типу вершин и связей. Получены численные показатели радиуса и диаметра графа, определены группы центральных и периферийных вершин, вычислены центральности вер- шин по близости с учетом выбранных типов связей для исследования разнотипных отношений в системе. Анализ подсистемы выполнен на примере решения двух практических задач. Среди поль- зователей сети выявлены группы сотрудников предприятия, определены их возможные статусы и коммуникативные активности. Под статусом пользователя понимается принадлежность к груп- пам руководителей разного уровня, группе рядовых сотрудников предприятия. Предложено реше- ние задачи выявления пользователей (групп пользователей), наиболее подходящих для распростра- нения (или, наоборот, нераспространения) информации в сети

Скачивания

Опубликовано:

2025-01-14

Номер:

Раздел:

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ДАННЫХ И МОДЕЛИРОВАНИЕ